Общество

 

К вопросу о моральной устойчивости…

Нравственность – что может быть интересней? Ведь когда человек поступает в угоду себе, ближнего он обделяет. А у нас так не принято. У нас так не принято уже тысячу лет.
В разговоре с профессором этики философской дисциплины обозначились ответы на вопросы о специфике нравственной мотивации.
– Могут ли изменяться моральные нормы поведения в обществе на протяжении времени?
– Понятно, что в каждом обществе, которое испытывает переломный момент, обостряется нравственная проблематика. В двух планах, с одной стороны происходит то, что вы называете деморализацией, а с другой осуществляется поиск каких-то новых начал нравственной жизни. Тогда, когда начинается падение нравов и изменение социальной жизни, одновременно запускаются механизмы, связанные с поиском глубокого основания нравственности.
Можно сказать, что и раньше, в конце советского периода, моральные нормы не были очень высокими, потому что общество уже страдало от социальных противоречий. И была так называемая двойная мораль. То есть в теории провозглашались высокие идеалы кодекса строителей коммунизма, а на практике действовали совсем другие нормы, типа ты мне – я тебе, которые позволяли подстраиваться в том числе под экономическую жизнь, когда были сложности с поставками.
– Скажите, отчего в основном зависит мотивация поступков?
– Мотивация поступков всегда комплексная вещь, это и стремление к карьере, к славе (в хорошем смысле), к престижу. Мотив приобретательский всегда будет действовать, удовлетворение частного интереса. В комплексной мотивации также существуют моральные ограничения, например, в научном сообществе – недопущение плагиата.
– В какой мере сейчас присутствуют такие моральные качества как альтруизм, честность?
– Это проявляется. Кстати, есть заблуждение, что в обществе, где многие страдают, развиваются альтруистические начала. Скорее наоборот, там люди становятся озлобленными, каждый сам за себя, каждый сам пытается выжить. А вот в благополучном обществе это получает большое развитие. Где человек может пожертвовать какой-то частью своего имущества, помочь другому.
– А честность?
– К сожалению у нас происходил сложный период приватизации, присвоения государственной собственности. Понятно, что 25 лет назад мы все были равны, собственности ни у кого не было. Поэтому очень тонкая грань была между тем, что можно назвать воровством, низким моральным деянием и тем, что люди совершали, но это в общем-то не осуждалось со стороны юридической практики. Размывание критериев имело место, в силу этого сейчас сложно оценить некоторые вещи. Много бюрократии, большие налоги, и если всему досконально следовать, то вообще не получится никакой бизнес – есть такой аргумент. Тогда и сейчас, в развивающейся экономике, мы имеем примеры вполне честного бизнеса.
– Контрольные механизмы нравственного сознания в действиях коррупционеров почему так сильно притупляются?
– Внутренние механизмы нравственного самосознания – совесть, достоинство, честь. Человек, перед которым встает проблема продвижения своего дела на основе обмана, нелегального деяния, может рассматривать это как унижение собственного достоинства. Это может на него действовать в качестве ограничения. Но мораль не способна в обществе выполнять всех контрольных функций, поэтому существует право. Нравственное сознание имеет другие преимущества – выполняет социально-критическую функцию, влияет на мотивацию поведения человека, может разрушать устаревшие порядки. Кант называл мораль внутренней свободой, а право внешней свободой. Наш русский философ Соловьев совершенно определенно говорил, что если в ситуации человек высоконравственного развития сталкивается с безнравственным человеком, то он всегда в убытке от этого контакта. Поэтому должно быть право, которое останавливает нарушителя от его действий.
– То есть совесть дает им спать спокойно?
– Это сложный вопрос, насколько они могут спать спокойно. Вообще-то, если человек совершает противоправные деяния, он никогда не будет спать спокойно. В свое время Эрих Фромм, американский психолог, используя теорию психоанализа, показал, что большинство неврозов возникает из-за нарушения фундаментальных моральных норм. То есть у этих людей все равно будут невротические состояния или расстройство психики. Они могут не чувствовать это какое-то время, самим себе в этом не признаваться, но это скажется на их здоровьи рано или поздно, с моей точки зрения.
– Получается, что мораль действует?
– Она действует, даже если человек ее не признает. Потому что у человека есть мораль на подсознательном уровне, он может сознательно нарушать моральные нормы и внушать себе, что ничего страшного в этом нет. Скажем, де Сад какую аргументацию развивает! А для чего вся эта аргументация – чтобы доказать, что можно совершать безнравственные деяния, фактически он борется со своим подсознанием, которое в общем-то протестует против этого. То есть можно пытаться задавить мораль эмоционально, вопрос, насколько успешна такая попытка.
– А если нет морали в подсознании?
– А этого не может быть.
– Почему не может быть?
– Потому что в самих основах нашей психики заложены нравственные механизмы. Человек ставит себя на место другого для успешной ориентации в реальности. То есть мозг прорабатывает все возможные ситуации, в том числе помещение себя в ситуацию другого. Что рождает чувство сострадания. Даже животные испытывают чувство сопереживания определенное. У меня дома два кота живут. Когда, допустим, одному не даешь еды (еще не положили), то другой так возмущается! «Почему другого не кормишь». Ходит, беспокоится, иногда сам есть не начинает.
– Сегодня не утихают споры о реформах в экономике 90-х годов.
– Здесь есть две концепции справедливости. Одна называется исторической, другая структурной. Историческая – это традиционно либеральная концепция, которая рассматривает условия честно приобретенной собственности. А структурная рассматривает как собственность работает в современных условиях для развития экономики. Джон Ролз, американский теоретик, написавший книгу в 1971 году, ставшую классикой, «Теория справедливости», в данном вопросе сторонник структурной теории справедливости. Так вот в нашей стране была взята на вооружение структурная концепция. То есть во главу угла был поставлен вопрос как собственность будет работать с точки зрения эффективного развития экономики, и на тормозах был спущен вопрос как она была приобретена, потому что был упущен исторический период накопления собственности. Другой возможности фактически не было. Эта концепция, обладающая определенными преимуществами, диктовала, что надо было быстрее создать класс собственников. Это озвучивалось и в идеологическом плане, чтобы собственность начала работать, чтобы страна поднималась после экономического упадка.
– Скажите, массовая культура может как-то видоизменяться?
– Может. Общество будет и дальше требовать более образованных людей. При том, что упрощение различных функций в связи с развитием компьютерной техники, тестирование учащихся снижают интеллектуальные показатели. Натаскивание человека на систему тестов – это чисто количественная работа. Она сложная, но здесь в меньшей степени присутствует творческий компонент. Как мне кажется. Но сами предметы потребления стали такими, что требуют более высокой культуры от человека. И массовая культура тоже эксплуатирует интеллект (компьютерные игры, видеосистемы и т. д.).
– В чем могут выражаться этические перспективы в обществе?
– Этому практически был посвящен чуть ли не весь 20 век. Это профессиональные кодексы морали корпораций, которые пытаются нравственно заявить о целях деятельности. Сформулировать свою миссию, скажем, способствовать техническому прогрессу. Это, в общем-то, и есть перспективы развития нравственности. Многие корпорации добровольно приняли на себя социальную ответственность, ответственность за свой персонал, за те процессы, которые происходят в районе в связи с их деятельностью. С точки зрения трудовой этики в случае мотивации создания качественного продукта пытаются объединить интересы работника с интересами корпорации.

(Выбранные места автором из интервью, опубликованном
в журнале «Философия и культура», 2010 г., №3)